Горячие новости

Что нам готовит день грядущий?

О дивный новый мирВ Москве входит в моду жанр антиутопии, после «Дня опричника» в Ленкоме и «Siri» в Центре имени Мейерхольда, художественный руководитель театра Модерн Юрий Грымов, приглашает столичную публику на свою версию бестселлера Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».



Для Грымова, возглавившего театр совсем недавно, эта работа – некая визитная карточка дальнейшей деятельности «Модерна». Спектакль – презентация, показывающий, в каком направлении планируется дальнейшее развитие и насколько глубокие изменения предстоят.



В зале гаснет свет и по портальной арке, сменяя друг друга, пробегают изображения известных телеканалов, приложений, студий – всё то, что плотно вошло в социальную сферу жизни современного человека. Это и есть тот самый «дивный новый мир», который уже здесь.



Художник-постановщик спектакля Алексей Кондратьев не загромождает сцену монументальными строениями. Основа декораций – нечто напоминающее пилюлю, огромная передвижная конструкция с прорезанными овальными дырами и покрытая мягким ворсом. Она ассоциируется и с космическим кораблем, и с домом из фильмов про далекое будущее, и с инкубатором.



Поначалу «нечто» мягко движется по пространству, пропуская сквозь себя людей, или выступает в роли некой арены, «сцены на сцене». Во второй половине спектакля конструкцию разделят на две неравные части, одна из которых станет подобием хижины, вторая – маяком.


Мягкий рассеянный свет то имитирует туман, то сменяется направленным лучом прожектора, в котором герои оживают, подобно куклам с ручным заводом. Художник по свету, Сергей Скорнецкий расставляет чёткие акценты, помогая не запутаться зрителю в многообразии ярких вспышек «новой реальности». Геометрическая композиция из прямоугольных ламп на заднем плане добавляет пространству ощущение космоса.



Полное погружение в другую реальность помогут осуществить костюмы Ирэны Белоусовой. Серебристые коротенькие комбинезоны на юношах и девушках, которым посчастливилось принадлежать к элите этого мира, несмотря на свою откровенность полностью лишены всякой сексуальности. Маленькие розовые и голубые бантики на пояснице подчеркивают инфантильность общества, в своём красивом блестящем облачении молодые люди очень напоминают если не младенцев, то детей дошкольного возраста.



Костюмы взрослых обитателей новой вселенной отличаются обилием прозрачных деталей и более откровенными линиями. Несмотря на скупую цветовую гамму: черный – белый – серебряный – золотой, своим подчеркнутым воспеванием красоты и молодости герои становятся схожими с изображениями на картинках стиле пин-ап (возможно, так бы и выглядел пин-ап в космосе).


Разительно отличается костюмы «диких» людей, далеких от цивилизации, их одежды схожи с облачения хиппи. Мягкая фактура, струящаяся ткань, многослойность и разнообразие цветов, делают костюмы отражением внутреннего состояния героев. Их мир менее структурирован, но зато обладает огромным спектром эмоций и их оттенков.



Действие развивается мягко, последовательно, закручиваясь подобно спирали. Из футуристической комедии переходит в разряд социальной драмы. Прекрасный мир, где все счастливы формируется жесткими рамками и законами, нарушение которых недопустимо. Реальность лишена религии, искусства, каких-либо духовных ценностей и представляет собой идеальное общество потребления, где смысл жизни - удовольствие.



Персонажи Виктора Потапешкин (Бернард) и Алексей Багдасаров (Гельмгольц) не вписываются в общепринятые рамки и пытаются слабо (возможно, даже не вполне осознанно) противостоять системе. Их игра полностью лишена нот гротеска, существование на сцене абсолютно естественно и натуралистично.



Совсем на другом языке говорят со зрителями Директор Юрия Соколова и Ленайна Виктории Лукиной. Их жесты, мимика, работа голосом подчинены жестким рамкам «мира-театра», в котором обитают персонажи. Выверенные повороты головы и натянутые улыбки иногда напоминают действия кукол марионеток.



Монд, воплощенный Игорем Яцко существует во всех измерениях сразу, он переходит от одной манеры игры к другой, от гротеска к усталой будничной повседневности, перепрыгивая с фразы на фразу и меняясь в лице, словно раскачивается на качелях. Яцко взаимодействуют не только с партнерами, но и с залом напрямую, иногда это выглядит слишком агрессивно, но вполне вписывается в образ его персонажа.



Линда Анны Каменковой – немного безумная отчаявшаяся женщина, которая неизбежно умрёт от наркотической зависимости, иногда кажется наигранной и слишком рьяно заламывающей руки, но сцена смерти всё ставит на свои места, отсутствующее выражение лица и буквально «холод», которым веет от актрисы, чаруют.


Чувствуется, с каким рвением труппа приняла эту работу, актеры получают огромное удовольствие от участия в спектакле, что делает его динамичным.

По сути, в своей работе режиссер поднимает сразу несколько тем. «О дивный новый мир» – не только рассказ об эпохе потребления, где фотографии в социальных сетях намного важнее искренних чувств, а какие-то моральные нормы давно изжили себя. Не только стерты границы между плохим и хорошим, но черное с белым поменялось местами.



Спектакль Грымова говорит и о том, что нельзя выдернуть человека из одного мира и успешно поместить в другой. «Дикарь» непременно умрёт, если не сможет социализироваться и слиться воедино с новым миром, полностью впитав его законы. Что лучше, «новая жизнь» или её прекращение? Вопрос остаётся открытым, режиссер не давит и не навязывает свою точку зрения, решать зрителю.

 

 

 

 

Другие материалы в этой категории: « Семейный космос Жернова тирании »

Оставить комментарий

Наверх