Горячие новости

Гроза

Гроза

Уланбек Баялиев представил свою версию «Грозы» Островского на новой сцене театра имени Вахтангова.

 

Казалось бы, всем со школьной скамьи знакома история деспотичной матери семейства и безропотной невестки, «луча света в тёмном царстве», которая пойдёт на «грех», не сможет пережить его и бросится в пучину волн, постановка «Грозы» Уланбеке Баялиева показывает пьесу совсем с другой стороны.

 

На новой сцене театра имени Вахтангова не предусмотрен занавес, попадая в зал, зрители сразу могут разглядеть декорации. Огромная покосившаяся мачта с приспущенным парусом, какие-то бочки, странные сооружения из досок, маленькая лодка на заднем плане (над сценографией работал Сергей Австриевских), и загадочный персонаж (Виталийс Семеновс) в ближнем углу, который молча, не без интереса, оглядывает входящих. После третьего звонка туман сгустится, где-то вдалеке залает старый пёс (исполненный Анатолием Меньшиковым), а любопытный незнакомец окажется котом. Этот кот есть всё воплощение доброты, понимания и сострадания в мире «Грозы» Баялиева. Именно он будет ластиться к Катерине, украдкой таскать еду со стола, он не соблюдает норм и правил, единственное свободное существо, которое способно выслушать. Приём с вводом подобного персонажа в пьесу Островского делает её не такой отчаянно грустной и тёмной. От кота всегда веет теплом и домом, да и многие по истине одинокие люди, как Катерина, поверяют все свои тайные переживания братьям нашим меньшим.

 

Катерина в исполнение Евгении Крегжде не беспомощная, всеми замученная, затравленная женщина. Она пытается противостоять властной свекрови, не может и не хочет вписываться в старый уходящий мир, играть пред людьми только чтобы всё было по отмирающим законам – обрядам. Эта Катя живая, хрупкая и очень искренняя молодая женщина, которая всей душой рвётся на свободу, хочет любить, дышать полной грудью. Так в финальной сцене с Борисом (Леонид Бичевин) звучат её слова: «Возьми меня с собой», что кажется и не бросилась бы она в Волгу, и не терзалась бы осознаем своего греха, увези её любимый с собой. Катерина топится от того, что жизнь её никогда не станет прежней, она уже не сможет жить из жалости с Тихоном (Павел Попов), не сможет терпеть упреки Кабановой (Ольга Тумайкина), не сумеет "открутить" время назад и подстраиваться. Может если бы кто смог утешить, проявить сочувствие и участие к молодой женщине, она бы и нашла другой выход, окромя как умереть.

Спектакль Уланбека Баялиева ни только о не свободе, нравах и грехах, он о том, что причиной если не всех человеческих бед, то множества из них является одиночество. Одиночество рождает жестокосердие, рождает страх пред всем новым и ненависть к тем, кто пытается быть счастливым. «Гроза» полна символов, это и длинный тюрбан, который наматывает из нескольких метров ткани Кабаниха на голову Катерине, и яблоки – плод грех, сыплющиеся с неба как град, и парус, который падет ко второму действию с мачты. Интересно решена сцена гибели Катерины, когда, бросившись с обрыва, она обмякнет на руках партнера, и уносимая им, практически растворится в луче света, ведущего за кулисы.

 

Кажется, режиссёр показывает историю с такого ракурса, чтобы расстормашить современное общество. В мире, где мобильные телефона, социальные сети и электронная почта заполонили собой всё, люди остаются очень одинокими. Исчезает простое человеческое общение, привычка прятаться за благами технического прогресса разучила людей проявлять сострадание и участие к ближним в реальном мире. Иногда важнее всего просто выслушать человека, ободрить его улыбкой, добрым словом и беды можнобудет избежать.

 

 

Другие материалы в этой категории: « Сахар Женитьба Фигаро »

Оставить комментарий

Наверх