Горячие новости

Сказка из памяти и пепла

Птица ФеликсПремьера спектакля «Птица Феликс», состоявшаяся 26 мая 2017 в театре Гонзаго в усадьбе Архангельское – явление уникальное и необычное. Действие происходит не в привычных интерьерах отремонтированных московских театров, а в удивительном пространстве – единственном в мире действующем усадебном деревянном театре. Благодаря реставрационным работам, и внешнее, и внутреннее убранство сохранились в первозданном виде, машинерия и рисованные задники тоже принадлежат той эпохе, а занавес расписан самим Пьетро Гонзаго.

 

Для привычных к шуму большого города и темпу его жизни москвичей необычно всё – и старый театр, утопающий в зелени огромного парка, и звонкая тишина, нарушаемая только пением птиц. Всё это помогает создать  нужную атмосферу. Когда, наконец, осторожно заходишь внутрь, то будто попадаешь в сказку – полумрак, прохлада, скрипящие половицы. Небольшой камерный зал  кажется поначалу чужим и в буквальном смысле ледяным (театр не отапливается), но великолепная творческая команда обжила его и вдохнула в эти стены новую жизнь.

 

Идея спектакля, а также его сценографическое оформление принадлежат Павлу Каплевичу, режиссером стал Игорь Миркурбанов, в основе постановки – поэтическая пьеса драматурга Михаила Чевеги, а исторические комментарии, сопровождающие действие, написала советник губернатора Московской области Нармин Ширалиева. Игорь Миркурбанов и Роза Хайруллина воплощают образы нескольких персонажей, заглавную роль играет Риналь Мухаметов.

 

Павел Каплевич в качестве главной декорации использует макет, напоминающий огромные крылья птицы, эта деталь, как и название постановки, отсылает нас к легенде о возрождающейся из пепла птице феникс. На обрамляющие сцену полотна, напоминающие струи дождя, проецируются архивные фотографии и документальные видео-фрагменты, что позволяет создать интересный эффект присутствия на сцене самих главных героев – Юсуповых. Музыкальное оформление позволяет еще глубже погрузиться в атмосферу того времени и тех событий.

 

Будто бы ветер листает перед зрителями страницы старой книги или семейного альбома, иногда останавливаясь и позволяя прочитать ту или иную историю. Мы наблюдаем несколько самых важных, печальных, а иногда и страшных событий из жизни этой великой семьи. Вот Николай Юсупов решает создать в своей фамильной усадьбе театр – медленная и размеренная речь Игоря Миркурбанова вдруг сменяется ярким выступлением Розы Хайруллиной в роли оперной певицы, а вот трагичное прощание братьев Юсуповых – по легенде на род было наложено проклятье о том, что только один наследник в поколении переживет рубеж в 26 лет, остальным суждено будет погибнуть, и Николай Юсупов с помощью дуэли совершает самоубийство, «уступая место» своему младшему брату – Феликсу.

 

А вот и самое известное связанное с его именем  событие – убийство Григория Распутина. То, что в этот момент делает на сцене Игорь Миркурбанов, описать словами практически невозможно – секунду назад он сидел в кресле и читал красивейшие стихи, а теперь перед нами буквально спиритический сеанс – меняются походка, голос, жесты. Проклинающий Феликса старец воплощается и пугает, восхищает и завораживает. Наконец —  щемящие стихи об эмиграции и возникающие на фоне декораций и актеров лица Зинаиды и Феликса Юсуповых, дающих интервью французским журналистам. Это финал, под музыку занавес опускается, возвращая зрителей в реальный мир.

Спектакль-сказка, спектакль-быль, спектакль-дар и приношение семье, незаслуженно забытой, но по-настоящему великой. 

 

 

Юлия Шнайдер

 

 

 

 

 

Другие материалы в этой категории: « Роковая шутка Между Берлином и Москвой »

Оставить комментарий

Наверх