Горячие новости

Нонсенс, но со смыслом

ПредбанникСпектакль «Предбанник» идёт в Театре имени Моссовета на сцене «под крышей» с 2006 года. Режиссёр и автор пьесы - Сергей Юрский. Игорь Вацетис - его литературный псевдоним.


«Путаница в 2-х действиях» - значится в программке, и определение соответствует содержанию. Спектакль состоит из нескольких историй, неожиданно и на первый взгляд неочевидно переплетённых между собой. И по мере приближения к финалу растёт градус абсурдности происходящего.

 

 


До определённого момента в спектакле параллельно развиваются две сюжетные линии, и каждый актёр исполняет две роли: один персонаж принадлежит театральному миру, второй – политическому. И оттого особенно интересно наблюдать за артистами, за тем, как они справились с задачей, тем более что ансамбль сложился замечательный: Сергей Юрский, Александр Филиппенко, Александр Яцко, Анна Гарнова, Вячеслав Бутенко, Александр Бобровский, Лариса Кузнецова, Михаил Филиппов.

 


В одном из интервью Александр Яцко вспоминал слова Анатолия Эфроса: «Ты хорош тогда, когда достигаешь психологического гротеска». В постановке «Предбанник» этого удалось достичь. Нелегко описать такое явление, но в некотором смысле (лишь отчасти) это комическое несоответствие выражения лица и произносимого текста при абсолютной психологической достоверности. И кроме того, он поразительно владеет интонацией. «Меня всегда хорошо слышно», - говорит его герой. Нетрудно поверить, потому что тембр и глубина голоса завораживают.


Александр Филиппенко – обладатель неповторимого, выразительного, по-своему резкого голоса, в «Предбаннике» замечательно играет глазами. В камерном пространстве сцены «под крышей», где всего четыре ряда мест, каждый зритель может увидеть этот острый, ироничный взгляд с чертовщинкой.


Анна Гарнова, исполняющая роли Эльвиры и Магдалены, здесь хороша и соблазнительна. Не так легко брать на себя внимание, когда рядом мэтры, но ей удаётся. В её героинях есть притягательная хищная самоуверенность, женственность, обаяние. И несмотря на то, что одна из них – не самая приятная личность, всё равно невозможно не любоваться. А как она танцует мамбу! Хотя в мамбе, кажется, все неотразимы.


Лариса Кузнецова – эпицентр комического в спектакле. Это актриса с редким умением органично, без напряжения и сбоев играть преувеличенный характер и делать при этом свою героиню не шаржем, а живым человеком.


Яркие остроумные актёрские работы – первый план спектакля, за которым ненавязчивым, но очевидным фоном стоит выстраданный автором смысл происходящего. Абсурд как метафора жизни. Жанр определил суть. И сквозь веселье и смех, поводов для которых в постановке немало, проступает горечь искреннего, болезненного разочарования, тоски и невыразимого понимания жизни, совсем лишённого радости. Отчаянный пессимизм стучится в каждую реплику, в каждую сцену спектакля, и тем отчётливее, чем ближе финал.

 

Получилась весёлая с виду история о том, как человек зашёл в тупик и, даже не заметив этого, продолжает самозабвенно танцевать мамбу на краю небытия. А предбанник – последняя зыбкая опора перед неизбежной пустотой. В нём разоблачается беспомощная бессмысленность настоящей жизни в сравнении с тем, что за её пределом.


«Нас всех давно подменили», «Маска приросла», - говорят герои Сергея Юрского. «Предбанник» - это спектакль-откровение, главный вопрос в котором даже не «Кто мы?», а «Осталось ли что-нибудь от нас?».

 

Ксения Стольная

 

 

 

 

Похожие материалы (по тегу)

Другие материалы в этой категории: « Одна ночь на краю «ГипноС» от Глушкова. »

Оставить комментарий

Наверх