Горячие новости

Право на выбор

Альма и Брут

Данилу Чащину удалось сделать очень серьезный и взрослый спектакль для детей.

 

Две разные истории идут в черном и белом залах центра Мейерхольда. И там и там главные действующее лица – собаки.  Беспородная Альма, пережившая аварию на чернобыльской атомной станции, и немецкая овчарка Брут, превратившийся из домашнего пса в сторожевую собаку на службе Третьего Рейха.

 

В основу спектакля легли рассказы Людвика Ашкенази «Брут» и Григория Горина «Сказка про собаку, которая прожила триста лет».

 

Перед началом действия каждый зритель вытаскивает бумажку из крутящегося барабана с буквой “А” или “Б”, это определяет, какая история станет первой.

 

Часть, посвященная собаке Альме, играется в черном зале. Свет в помещении приглушен, на полу рассыпан песок, валяются какие-то ящики, пластиковые бутылки, стоит магнитофон. На сцене двое: хрупкая светловолосая девушка (Софья Лебедева) и бородатый мужчина (Сергей Фишер).

 

Как только зрители рассаживаются, актриса начинает рассказывать о счастливой жизни дворовой собаки Альмы, рисуя мокрой губкой на стене очертания дома, реки, смешных человечков и заходящего за горизонт солнца.

И всё было прекрасно в собачьем мире, пока ночью не появилось «второе солнце». Люди покинули свои дома, бросив животных, но Альма верила, что за ней вернутся, и продолжала охранять дом и огород.

 

Сбить преданную охраннику с жизненного пути пытается ворона, роль которой отлично удается Сергею Фишеру. Птица желчно смеется, призывая Альму пуститься в разгул вместе с оставшимися животными, но спустя время прилетает очень потрепанная. Актер преображается на глазах, ему сполна удается передать влияние последствий чернобыльской катастрофы на ворону.

 

Взгляд Софьи Лебедевой так похож на взгляд преданно ждущей собаки, что у зрителей наворачиваются слезы, её Альма очень наивна и честна. Она не чувствует опасности, не боится страшных изменений, творящихся вокруг, и даже на секунду не задумывается, что её бросили. С трогательной улыбкой актриса произносит монологи, ей веришь и очень сочувствуешь, а еще начинаешь понимать, как важно просто не терять надежду.

 

Часть, посвященная истории Бруту происходит в белом зале. Монохромная картинка зачаровывает: белые стены, черная одежда на актерах, стакан молока в руках Рустама Ахмадеева (исполняющего роль Брута) и черное буквы, бегущие по стене, вторят персонажам. 

 

Брут сталкивается с ужасами холокоста, и из домашней и горячо любимой собаки маленькой еврейской женщины он превращается в карателя беззащитных заключенных.

В начале спектакля актер с нежностью и трепетностью говорит о своей миссии: принести хозяйке корзинку рогаликов, о счастье служения человеку.

 

Ближе к концу его взгляд излучает ярость и ненависть к людям, испытывающим пред ним страх. Он озвучивает постоянное желание впиться в их тела зубами, почувствовать знакомый соленый вкус крови.

 

Преображение происходит постепенно, но в какой-то момент пёс решает, что есть новый хозяин, а есть все остальные. И если боятся, значит, он сильнее, значит он может делать всё, что посчитает нужным.

 

Обе части спектакля рассказывают о страшных потрясениях, обе показывают, что ежедневно каждому приходится делать выбор, как повести себя в той или иной ситуации, остаться преданным другом или превратиться в палача.

 

Спектакль Данила Чащина очень доступно и понятно задает сложные вопросы и помогает искать на них ответы. Юные зрители сидят в зале, затаив дыхание, а взрослые порой не в силах сдержать слёз.

 

Работа получилась целостной, несмотря на наличие двух составляющих, и очень красивой с визуальной точки зрения. Простые вещи, будь то молоко в стакане, ярко красный воздушный шар или большая пластиковая бутылка с множеством дырочек, в которую вставлен зажженный фонарь, помогают точно передать атмосферу происходящего вокруг.

 

 

"Альма и Брут" – очень взрослый и важный спектакль для детей, который поможет поговорить о добре, зле, преданности, дружбе и выборе, который время от времени приходится совершать не только каждой собаке, но и каждому человеку.

 

 

 

 

Другие материалы в этой категории: « Неидеальная идеальная любовь Орфеи нашего времени »

Оставить комментарий

Наверх