Горячие новости

Затуманенные злом

Макбет

Удивительный синтез классического и современного можно увидеть в спектакле Яна Кляты «Макбет» на большой сцене МХТ имени Чехова.

 

Наполненный визуальными эффектами спектакль демонстрирует зрителю не только умелое использование квадрокоптера, но и актерскую игру в стилистике русского психологического театра.

 

Такое сочетание кажется невозможным, однако Яну Клята удалось совместить в едином контексте длинные пластические вставки, демонстрацию отрывков видео роликов, компьютерных игр и при этом дать актерам возможность играть, полностью погрузившись в мир шекспировских страстей.

 

Роль Короля Дункана исполняет Роза Хайрулина, а принца Малкольма играет Александр Семчев - венценосная пара выглядит более чем комично. Король в белых одеждах, нежный и трогательный, которого обидеть рука не поднимется, ибо он чист и невинен, как младенец. Сын его, юноша крупных габаритов в килте и с сачком наперевес, только и может, что гонять бабочек по полю, а никак уж не наследовать престол.

 

Спектакль, как и пьеса Шекспира, начинается с появления трех ведьм. Они ходят по сцене, усеянной воздушными шарами, которая кажется огромным зеленым полем, еще не предчувствующим войну.  Девушки весело смеются, замышляя козни для смертных, но вот один из шариков лопается, затем другой - звук разносится по залу, и из недр сцены появляются юные воины. Битва началась, зло вступило в мир людей, и теперь им не будет покоя.

В спектакле задействованы студенты Театральной школы Олега Табакова: совсем еще юные тонкие мальчики облачаются в цвета хаки, выходят на тропу войны и гибнут за отечество. Они выглядят беззащитными детьми, оторванными от материнской груди и брошенными в бой, чтобы истлеть на поле, залитым кровью борцов за власть. Пластический рисунок составлен так, что время от времени молодые актеры замирают с масками ужаса на лице, демонстрируя залу страх, боль, бессилие.

 

На смену юным бойцам, которых тысячи, приходит настоящий спецназ Шекспировских времен, во главе которого шествуют Макбет и Банко.  Алексей Кравченко (Макбет) и Даниил Стеклов (Банко) проживают на сцене историю двух сильных воинов, сбитых с толку чарами ведьм. Их, казалось бы, прочная дружба, скрепленная обычными мужскими дурачествами, даёт трещину.

Одна из самых страшных сцен – когда Макбет просит дать ему на руки малютку-сына Банко. Стеклов прижимает к груди ребёнка, нежно трепетно смотрит на кроху, улюлюкает и дрожащими руками передаёт младенца королю. Кравченко принимает малыша мягко и осторожно, на губах играет улыбка, но ощущение ужаса растекается по пространству. Кажется, он думает, как поступить ему сейчас, играет на отцовских чувствах бывшего соратника, а ныне соперника.

 

Стеклов бледнеет на глазах, слышно, как он дышит, как сглатывает и удерживается от желания вырвать сына, прижать к себе и бежать-бежать. Алексей играет с малышом, дурачится, но зрителей не покидает ощущение, что в следующее мгновенье грозный Макбет одним резким жестом переломит хребет ребёнку, с силой бросит оземь, или каким-то другим способом избавится от младенца.

Режиссёр умело жонглирует с текстом, на фразах «Ко мне, о духи! Измените мой пол. Меня от головы до пят злодейством напитайте», появляются ведьмы, срывают с леди Макбет женское платье и заворачивают её в одежды, напоминающие броню. Теперь всё оправдано, и зритель понимает, почему роль леди Макбет исполняет Игорь Хрипунов.

 

Это еще одна актерская удача и наиточнейшее попадание в образ. Нет надрыва, ужимок, попыток изобразить женщину, только холодный рассудок, жажда власти и уверенность в том, что цель всегда оправдывает средства. Игорь играет леди Макбет, олицетворяя жестокость и кровожадность, этому существу не знакомы сомнения или нежные чувству, глаза застилает туман злобы.

 

Существенное преображение совершится к концу, когда потерявшая рассудок жена короля вдруг превратится в хрупкую бабочку. Движения ее станут по-детски неловкими, мягкие лапки, едва торчащие из-под крыльев, будут трогательно тереть огромные глаза. Леди Макбет растворится и погибнет, обретя нежность, женскую сущность и покой.

 

Покой обретет и Макбет, воин рожденный для боя, а не для трона. К концу спектакля он станет нервным и дерганным. Смерть, как спасение, освободит его от непосильной ноши.

 

 

 

 

 

Другие материалы в этой категории: « О дивный страшный мир! В объятия к призракам... »

Оставить комментарий

Наверх