Горячие новости

О дивный страшный мир!

Дама

Анджей Бубень поставил на сцене театра Современник фантастический спектакль «Дама», по пьесе Тадеуша Ружевича, перевод которой сделал Иван Вырыпаев.

 

Занавес открывается и зритель видит, как гора разноцветных тряпок, обосновавшаяся практически на самом краю сцены начинает шевелиться, кряхтя и тихонько причитая. Из огромной кучи цветастых полотен словно вылупляясь, появляется странного вида женщина.

 

Она похожа на маленькую птичку, нахохлившегося недовольного всем попугая, который изредка покрикивает, пытаясь привлечь к себе внимание. Странная дама начинает звать сына слабым, неуверенным голосом, который крепнет с каждым новым окликом, пока не срывается на крик.

 

Действие происходит в каком-то кафе на сломе эпох. На зов приходит официант (Шамиль Хаматов) в выглаженной форме, с белоснежными воротничком и полотенцем. Он пытается всячески угодить весьма экстравагантной клиентке – роль которой исполняет Марина Неелова.

 

Она же всячески изводит бедного мальчика. Поначалу это смахивает на козни безумной старухи, но чем дальше движется действие, тем полнее осознание – она самая нормальная в этой сошедшей с ума вселенной.

 

На огромном планшете сцены дворца на Яузе размещен целый маленький мир странного кафе. Это столик, за котором сидит Дама, маленькая парикмахерская, по бокам в глубине многоуровневые конструкции, на которые порой взбираются, словно акробаты в цирке, странные посетители. 

Есть и еще один стол, за который садится время от времени удивительная, под стать всем остальным клиентам, девушка.

 

У дальней стены огромное, плотно затворенное окно. Над ним странная картина, нарисован кусочек лазурного неба, и раскрытая ладонь тянется из голубизны в наш серый хмурый мир. Это изображение намекает, окно - портал в иной мир, тот кто его открывает – непременно умирает, кто переходит порог, не возвращается таким, как был прежде.

 

Дама Неёловой загадочна и непредсказуема, она постоянно меняется. Текучая, колоритная женщина, словно горная река, обходит камни, лавирует между препятствиями и прорывается на свободу.

 

Она – всё что осталось у этого потерянного абсурдного мира, она и есть сам мир, хранительница жизни и смерти одновременно. Её дети убивают друг друга на полях битв изо дня в день по всей земле.

 

 Когда мальчик – официант, убитым вернется с фронта и будет на коленях у матери вспоминать свою смерть, кафе наполнится шумом и гамом.

Тут стреляют, там проводят какие-то ритуалы, где-то бреют человека, и вот-вот перережут ему горло. Кто-то радуется и благодарит, за полученный «Оскар», а кто-то вынужден задыхаться под пулями от собственной крови – таков наш мир сейчас.

 

 

И только Дама спокойно гладит спутавшиеся волосы мальчика, она вне этой суеты, она – целая вселенная.

Режиссер передает всё страшное многообразие в одной единственной сцене.

 

 

В конце спектакля все уснут, смолкнет шум, старая леди закроет глаза живым трупам и свернется калачиком на своём стуле под грудой цветастых тряпок, очередной цикл пройден, пора готовится к следующему.

Анджею Бубень удалось собрать прекрасную актерскую команду, спектакль выглядит целостным благодаря слаженной игре.

Можно смело сказать, что дуэт Неелова – Хаматов сложился. Шамиль сливается со своим персонажем, его ярость и боль отражаются в глазах, порой он нервно гладит белоснежное полотенце на руке, силясь не сорваться и не задушить докучливую клиентку.

 

Марина Неелова будто создана для современного театрального языка, она лавирует по тексту пьесы, не боится быть комичной сумасшедшей старухой, заполняет пространство своим обаянием, а потом, словно по щелчку становится прекрасной мудрой матерью мира, которая и утешит, и приласкает, укачав на руках.

Абсурдистская пьеса Тадеуша Ружевича звучит со сцены Современника пугающе злободневно и актуально. Грань между абсурдом и повседневностью выглядит слишком тонкой и, если верить режиссеру, истощается с каждым днем.

 

View the embedded image gallery online at:
http://kultmsk.ru/teatr/trecenzii/246#sigProIdb83f93e9ee

 

 

 

 

Другие материалы в этой категории: « Любовь и революция Затуманенные злом »

Оставить комментарий

Наверх