Горячие новости

PRANK

prank

Никита Бетехтин, создатель и режиссер тюменского театра «Буриме», поставил жёсткую пьесу драматурга Виктора Алексеева – Prank.

 

О хозяевах жизни, готовых платить за чужие унижения. Вместе с актёрами Школы современной пьесы режиссёр пытается ответить на вопрос: продаётся ли человеческое достоинство?

 

Главный герой Иван Дорохов, баловень судьбы и скучающий мажор, придумывает опасную игру: розыгрыши людей за деньги. В помощь ему друг Артур, снимающий все эти истории на видео для публикации в Youtube. Розыгрыши, которые сегодня устраивает богатая молодёжь и выкладывает в социальные сети, охотясь за лайками, - истории из жизни, постановка основана на реальных видеороликах, опубликованных в Интернете.

 

Герои Ваня и Артур пробуют на прочность прохожих и друзей, предлагая выполнить самые изощрённые задания: выпить стакан мочи за 10 тысяч рублей, облить кофе посетителя кафе – за 12 тысяч, бросить свою девушку и вернуться в свой родной город, оставив мечты о Москве, – здесь уже тарифы выше. Иван платит и озвучивает правила игры – как говорится, ничего личного, у каждого есть право отказаться, пока Иван оттачивает цинизм и жестокость. Но откажется ли хоть один герой?

 

А вот Костя, ещё один герой мажор-тусовки, хочет делать «социальный театр». Но не тот общественно важный инструмент, вовлекающий в театр людей с ограниченными возможностями, а тот же самый злой розыгрыш. Изобразить на улице изнасилование и посмотреть, пройдёт ли человек мимо или заступится за девушку. Такой вот театр для одного случайного зрителя с «благой» целью: дать человеку почувствовать, трус он или герой. Конкурируя в своих идеях, Ваня и Костя несут одну суть – как ни назови: розыгрыш или грубое социальное вовлечение человека в насилие в поисках скрытого героизма.

 

Половина действия спектакля происходит на улице: зрители сидят в кафе, играющее роль зала, и наблюдают за происходящим через стекла-витражи. Микрофоны актёров позволяют слышать не только их диалоги, но и их дыхание – им часто страшно и, кажется, звуки учащённого сердцебиения доносятся до зрителей. Спектакль, миксующий стенд-ап выступление и формат шоу «за стеклом» (было такое в начале 2000-х), поражает своей натуралистичностью. Наблюдая за героями, кажется, что подглядываешь. Причём, за злым цинизмом, остановить который не в силах и от которого хочется отмыться. Человеческая жестокость не меняется веками: объединение исторических костюмов эпохи Возрождения с гаджетами современности – аллюзия спектакля, отражающая, как недалеко продвинулся человек на пути к состраданию.

 

Актёры самоотверженно погружаются в материал. Показать грязную и глупую жестокость – не психологическую драму прошлого, а гнойник сегодняшнего дня, бессмысленный и беспощадный, – непростая задача. Актёры справляются с этим так, что за их героев и страшно, и больно, и грустно. Сцену с двумя бездомными, один из которых слепой (пара Николая Голубева и Ивана Мамонова) вообще невозможно смотреть без слёз. Всё это кажется каким-то сюром: как такое возможно в 21 веке? Youtube подтверждает – возможно.

 

И пока шутники-пранкеры пытаются понять, за сколько человек может продать своё достоинство, однозначно ясно только одно: первыми, потерявшими его, стали они сами. И ещё кое-что: посмотреть Prank стоит как минимум для того, чтобы, увидев жестокость в театре, не пройти мимо в реальности. 

 

Евгения Елисеева

 

 

 

 

 

Другие материалы в этой категории: « 12 ночь: cпектакль-танец История одного убийства »

Оставить комментарий

Наверх