Горячие новости

Машина Мюллер

Машина Мюллер

Пьесы Хайнера Мюллера постепенно завоёвывают российскую сцену.

После Волоколамского шоссе, поставленного Дмитрием Брусникиным со студентами в рамках обучения в Школе-студии МХАТ, на сцене Гоголь-центра появилась работа Кирилла Серебренникова «Машина Мюллер». Спектакль основан на пьесах «Квартет», «Гамлет – машина», дневниках и письмах драматурга.

В главных ролях задействованы Сати Спивакова, Константин Богомолов и Александр Горчилин. Кроме актеров в работе принимают участие 19 перформеров, которые обнажены большую часть действа и контратенор Артур Васильев.

 

Спектакль начинается очень плавно, постепенно погружая зрителя в мир Хайнера Мюллера. На заднем плане демонстрируется видео, перформеры (пока еще одетые) движутся по пространству сцены в хаотичном порядке, рисуется картина перехода человека из жизни в смерть. Монитор сердечного ритма перестает мигать, у пожилой женщины в кресле обмякает тело, точка невозврата поставлена, и начинает разворачивается совсем другая реальность.

На сцене появляется обнаженные люди, их движения легки, они чувствуют какую-то необъяснимую свободу и уверенность, и их ощущения передаются зрителю. Нет неловкости, смущения, всё кажется естественным и привычным, как в детстве прыгаешь ночью нагой в воду и плывешь, упиваясь какой-то первобытной силой стихии и своей первозданностью.

Невозможно рассказать о чём пишет Хайнер Мюллер, его пьесы полны смыслов и подтекстов плотно сжатых на 8-10, изредка большем количестве страниц. Кирилл Серебрянников передаёт настроение и ощущения автора, он открывает дверь в какой-то иной мир, где человек свободен.

 

Богомолов и Спивакова разыгрывают «Квартет», Александр Горчилин читает отрывки из «Гамлет-машина» Сама пьеса “Квартет” – игра мужского и женского, переход из одного состояние в другое главных героев. Поиск схожих частей в противоположном отлично - характеризуются высоким звонким голосом Васильева.

Появляющиеся в женском облачение Богомолов и в мужском – Спивакова, ведут беседу на фоне обнаженных тел. Но тут происходит странное, нагота очень быстро вообще перестает привлекать внимание, красивые тела перформеров движутся завораживающе. Откровенно резкий текст странным образом звучит не пошло, Константин и Сати оказывается прекрасными комическими актерами. Не смеяться над их персонажами невозможно. Они не просто исполняют роли, кажется играют между собой в какую-то загадочную забавную игру, наблюдать за развитием которой – одно удовольствие.

 

Александр Горчилин читает монологи из Гамлет – машины, рядом с ним движутся перформеры, как нереальные космические существа переползают они через решетчатые заграждения, кто-то взмывает на токую железную решетку и балансирует в такт музыке, словно цирковой гимнаст, кто-то выбивается из движущихся в едином ритме, и не может вписаться в стройно шагающие ряды, не успевает за остальными, только мечется в попытках найти своё место. Они – немая иллюстрация мира, про который говорит Горчилин.

Актер кидает реплики в зал, словно в пустоту, не надеясь на ответ. Кажется, он аккумулирует боль, ненависть, отчаянье и безграничную свободу, скрытые в пьесе Мюллера, чтобы предстать перед зрителем “женщиной со вскрытыми венами, избытком кокаина на губах и головой в газовой духовке”. Дать эмоциям каждого сидящего в зале выплеснуться со звуком флейты, на которой Александр мастерски сыграет ближе к концу.

 

Машина Мюллер – разговор Кирилла Серебренникова с публикой о восприятие мира, себя самого, окружающих и утерянной свободе. И не важно отказались мы от неё по собственной воле или нас заставили, в сущности это ничего не меняет. Остается только один вопрос, достаточно ли сбросить одежды, чтобы снова её обрести?

 

 

Другие материалы в этой категории: « Не покидай свою планету Плешивый амур »

Оставить комментарий

Наверх