Горячие новости

Евгений Онегин

Евгений ОнегинСпектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин» необычен во всём, начиная от программки, состоящей из множества листков в плотном конверте, где среди карточек с именами исполнителей ролей и списком причастных к постановке встречается письмо Татьяны, до финальной сцены, когда Ларина (уже Гремина) танцует в крепких объятьях героя своих кошмаров.

Спектакль не зря собрал всевозможные награды (Золотая маска, Хрустальная Турандот, Гвоздь сезона и т.д.), режиссер сумел сделать то, что никому до него даже не приходило в голову, Евгений Онегин Римаса Туминаса - не энциклопедия русской жизни, а её внутренняя сторона.

На сцене показаны не поступки, а эмоции героев, вместе с Татьяной зал захлёбывается первым чувством, вместе с ней ощущает безнадежность бытия в отсутствии Евгения, когда собственные именины из радостного праздника превращаются в бесконечную пытку. Зрителям приходится томиться в ожидании Онегина, мечтая только об одном: скорей бы уже он появился и прервал череду поздравлений, которые необходимо слушать только из-за установленных правил поведения в обществе. Чуткая, нежная, наивная любовь Ольги и Ленского наполнена почти детскими мечтами, которым суждено разбиться из-за взбалмошной глупости. Режиссер опять не пытается нарисовать реальную картину происходящего, но крупными мазками пишет боль утраты, ярким росчерком она вырвется наружу из пространства сцены и захлестнет зал. Впрочем, не только это делает работу художественного руководителя театра им. Вахтангова особенной, Евгений Онегин уникален и тем, что иногда, казалось бы, в драматическом спектакле преобладает пластика. Хореография, поставленная Анжеликой Холиной безупречна, каждое слово романа откликается в жестах героев.

Сама по себе идея развернуть историю, как некое воспоминание постаревшего Евгения, помогает зазвучать роману по-новому, монолог Онегина наполнен светлой грустью с примесью горечи. То, чего не разглядел, не расслышал надменный юноша, находит отзвук в сердце взрослого, умудрённого сединами человека. Он всю свою жизнь бережно хранит не только воспоминания, но и письмо, не сумевшее растопить сердце в юности. Спектакль очень красив, сценография Адомаса Яцовскиса не отвлекает. Простые костюмы, снежная пороша, балетный класс и тонкие цепочки качелей, всё это не навязчивый, не поглощающий, а очень осторожно сотканный художником мир, где смогут развернуться внутренние страсти. Декорации придают необходимую окраску, они естественно вписаны во всю композицию. 

Создается впечатление, что актерская команда настолько увлечена работой, что стираются все возрастные границы, уже не ясно, кто вышел на сцену десятки лет назад, а кто играет совсем недавно. Они дышат в унисон, живут в одном ритме, ритме, заданном Римасом Туминасом, который разглядел в привычном всем романе совсем другую сторону и сумел показать её на театральной сцене. Этот «Евгений Онегин» способен увлечь как тех, кто знает книгу наизусть и перечитывает время от времени, так и совсем юного зрителя, недолюбливающего Пушкина.

Другие материалы в этой категории: « Северная одиссея Борис Годунов »

Оставить комментарий

Наверх