Горячие новости

XIX Международный фестиваль «Новый Европейский Театр»

XIX фестиваль «Новый Европейский Театр» (NET 2017) пройдет с 8 ноября по 14 декабря 2017 г. на сценах Театра Наций (Основная сцена, Малая сцена, Новое пространство), Электротеатра Станиславский, Центра им. Вс. Мейерхольда, Театра Труда, Боярских палат СТД РФ, Центра творческих индустрий «Фабрика» и в новом городском пространстве – Хлебозавод9.

В этом году в программе: «Проект необычных погодных явлений» (Unusual Weather Phenomena Project) компании Bernetta Theaterproduktionen (Цюрих, Швейцария), спектакль швейцарского режиссера Бориса Никитина «Martin Luther Propagandapiece», спектакль Национального драматического театра королевы Марии II (Лиссабон, Португалия) «Наизусть» (By Heart), спектакль «Красная шапочка» в инновационном жанре инструментального театра (режиссер – Алексей Смирнов), опера «Евангелие» Василия Березина, «Oil» Кирилла Вытоптова по пьесе британского драматурга Эллы Хиксон, «Музей инопланетного вторжения» от «Театра взаимных действий», а также видеоинсталляция Бориса Юхананова «Тающий апокалипсис» в Электротеатре Станиславский.

Закроется фестиваль показом спектакля «Великий укротитель» (The Great Tamer) Димитриса Папаиоанну, поставленного в мае 2017 г. в Афинах и ставшего триумфатором Авиньонского фестиваля этого года.

 

Особое внимание в этом году фестиваль NET уделит жанру перформанса, представив в Новом Пространстве Театра Наций серию мультижанровых пеформансов, и кино. В рамках кинопроекта «Последний год Фольксбюне / Уходящая эпоха Франка Касторфа» будут показаны видеозаписи тех спектаклей, которые стали достоянием европейского и – более того – мирового театра, но были сняты с репертуара в 2017 году в связи с решением берлинских властей о смене руководства театра Фольксбюне на площади Розы Люксембург.



Впервые за 19-летнюю историю фестиваля OFF-программа NETа состоится в городе Санкт-Петербург, тем самым объединяя две столицы. Питерская программа будет посвящена феномену «горизонтального театра».

 

 


ПРОЕКТ НЕОБЫЧНЫХ ПОГОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
(UNUSUAL WEATHER PHENOMENA PROJECT)

Театр Наций, Малая сцена | 8 и 9 ноября в 20.00

Наш мир такой странный. Мир – странное сочетание всего. И при этом это сочетание работает. Никто не знает этого лучше, чем американский физик Уильям Р. Корлисс. В своей книге «Руководство по необычным природным явлениям» (1974) он каталогизирует научно подтвержденные, но крайне редко наблюдаемые погодные явления. Дождь, шедший в обратном направлении, четырехкратный закат и времена года, наступавшие в обратном порядке. В своем предисловии он отмечает, что лучше всего познавать мир, изучая его странности. Уильям Р. Корлисс находит удивительным то, что до него никто никогда не задумывался о том, чтобы собрать библиотеку странностей, пройдясь по всем научным дисциплинам.

 

Швейцарский художник Том Луц создал свою постановку, основываясь на описаниях Корлисса и их музыкальных реконструкциях. Четыре музыканта с невероятной техникой – Матиас Вейбель, Михаэль Флюри, Эвелинн Трабл и Мара Мирибунг, а также звукорежиссер Мартин Хофстеттер трансформируются в погодных мужчин и женщин (weather men and women) и начинают исполнять погодную симфонию для тромбона, трубы, скрипки, кассеты и световой машины. В какой-то момент симфония на сцене начинает жить собственной жизнью. Этот спектакль – выражение удивления перед чудесами, которыми наполнен наш мир, и художественное поклонение всему, что нам не понятно. Сложносочиненная сценография Луца верифицирует мысль ученого о том, что познавать мир лучше через его странности.

 

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kultmsk.ru/teatr/festivali/net2017#sigProId9461ba7df6

 

 

 

 

НАИЗУСТЬ (BY HEART)

Театр Наций, Малая сцена | 29 и 30 ноября в 20.00

За время спектакля «Наизусть» португальский драматург и актер Тьяго Родригес выучивает с десятью людьми одно стихотворение. Эти 10 человек никогда не видели спектакля и понятия не имеют, какой текст они будут учить на сцене наизусть. В процессе разучивания стихотворения Родригес делится с ними рассказами о своей теряющей зрение бабушке, а также историями о писателях и персонажах из книг, которые каким-то образом связаны со старушкой или с ним самим.

По мере того, как 10 человек выучивают строфы, возникают невероятные связи между лауреатом Нобелевской премии Борисом Пастернаком, поваром с севера Португалии и телевизионной программой голландского телевидения «Красота и утешение». Постепенно раскрывается, почему было выбрано именно это стихотворение для разучивания наизусть.

«Наизусть» – это произведение о важности распространения, о невидимой контрабанде слов и идей, что может произойти только путем выучивания текста наизусть. Это миссия театра, который осознает себя как место распространения того, что не может быть измерено ни в метрах, ни в евро, ни в байтах. Спектакль говорит о таком потаённом уголке в нашем мозгу и в нашем сердце, в котором всегда укрывались запрещённые тексты – залог цивилизации даже в самые варварские и безотрадные времена. Джордж Стайнер в интервью телепрограмме «Красота и утешение» сказал: «Как только стихотворение знают наизусть 10 человек, ни КГБ, ни ЦРУ, ни гестапо уже ничего не могут с ним сделать. Оно выживет». По сути, «Наизусть» – это курс подготовки к сопротивлению, он заканчивается только тогда, когда 10 новых солдат выучат стихотворение наизусть.

 

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kultmsk.ru/teatr/festivali/net2017#sigProId7a1323db2d

 

 

 


MARTIN LUTHER PROPAGANDAPIECE

ЦТИ «Фабрика» / Арт-клуб ШАГИ | 21 и 22 ноября в 20.00

Речь идет о принятии решений. На самом деле, речь всегда идет о принятии решений. Не то, чтобы все было не в наших руках. Независимо от того, вера ли это, любовь ли, изготовление стола, убийство или смерть. Martin Luther Propagandapiece – это смесь свободно протекающего богословского дискурса и мотивационной атеистической проповеди, попытка шагнуть в неизвестность, в которой мы сможем почувствовать нечто подобное свободе. Но какой свободой мы обладаем? Насколько свободно мы можем действовать, каким образом мы можем самостоятельно влиять на реальность? И в какой момент радикализм одного человека превращается в идеологию, фундаментализм или террор?

Произведения Бориса Никитина часто представляют собой «реди-мейды», но с небольшим перекосом. Также и спектакль Martin Luther Propagandapiece является именно тем, что обещает его название. Однако одновременно это еще и очень тонкое балансирующее действо. Религиозная служба, которая и есть театр, которая таким способом создает то, что мы называем реальностью, распознаваемой как произведение: произведение, которое на самом деле может быть изменено.

Во время премьерных показов на фестивале «Хайнер Мюллер» в Берлине одни зрители в ярости покидали здание театра, а другие кричали: «Я люблю тебя!».

Получив приглашения на фестиваль «Импульс», в театр «Талия» в Гамбурге, на обновленную документальную платформу в г. Базеле, радикальная работа Бориса Никитина приедет в Москву.

 

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kultmsk.ru/teatr/festivali/net2017#sigProIda216cd96ba

 

 

 

ВЕЛИКИЙ УКРОТИТЕЛЬ
(THE GREAT TAMER)

Театр Наций | 14 декабря в 20.00

Новый спектакль Димитриса Папаиоанну выстроен вокруг идеи рассмотреть человеческую жизнь сквозь призму путешествия за новыми открытиями, исследования скрытых сокровищ, внутренних археологических раскопок смыслов. В этом режиссеру помогают 10 перформеров.

На протяжении всего 30-летнего творческого пути Димитрис Папаиоанну стремится создавать на сцене свою вселенную, которую можно описать как фантастический цирк абсурда. Человеческие тела становятся полями битвы, уходят корнями в землю, соединяются в гибридные формы, порождая оптические иллюзии.

Укорененность Папаиоанну в изобразительном искусстве делает его работы визуально мощными. Художник, шутя, жонглирует историческими и арт-аллюзиями, различными средствами выразительности и исполнения, идеями о нашем происхождении.

Димитрис Папаиоанну стремится к предельной визуальной простоте, которая столь не проста в достижении. Его цель – прояснить сакральное, говоря языком обыденности.

 

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kultmsk.ru/teatr/festivali/net2017#sigProIdc052b05bb2

 

 

 

КРАСНАЯ ШАПОЧКА
Центр им. Вс. Мейерхольда | 18 ноября в 19.00


Впервые в России ансамбль «Студия новой музыки» и режиссер Алексей Смирнов представляют детский спектакль «Красная шапочка» в инновационном жанре инструментального театра. Инструментальный театр подразумевает особый тип существования на сцене и, следовательно, иную форму коммуникации с публикой: музыканты являются одновременно и драматическими артистами, которые перемещаются по сцене и декламируют текст. При этом используются различные речевые техники: пение, ритмизованное проговаривание, пение в музыкальный инструмент.

«Красная шапочка» – это партитура французского композитора, классика современной музыки, обладателя венецианского «Золотого льва»-2015 Жоржа Апергиса. Лежащая в основе произведения сказка Шарля Пьеро рассказывается с множеством повторов, перебрасыванием реплик от одного персонажа к другому, чередующихся и совмещающихся с игрой на музыкальных инструментах. Так что постановка будет интересна как детям, так и взрослым. Авангардная версия «Красной шапочки» актуализирует вопрос: что такое современный театр для всех возрастов?

Хорошо известная история из предсказуемой сказки превращается в полное драматургических неожиданностей, ярких музыкальных и сценических эффектов представление. Внимание публики постоянно переключается между музыкальными инструментами, перемещениями музыкантов-сказочников и сюжетом сказки. Такая «мобильность» действия позволяет даже неусидчивым детям внимательно следить за развитием спектакля.

Создатели спектакля ищут новые подходы к детской и семейной аудитории, предлагая ее вниманию изысканный, необычный спектакль. Дети и взрослые в ненавязчивой форме получают «слуховое представление» о современном музыкальном языке: новейшие звуковые приёмы и эффекты напрямую увязываются с перипетиями сюжета и адаптированы для детей.

В России не было опыта постановок в жанре инструментального театра вплоть до января 2016 года. Тогда музыканты ансамбля «Студия новой музыки» с большим успехом представили на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда премьеру проекта «Положение вещей» с сочинениями пионеров жанра М. Кагеля, Ж. Апергиса и Ф. Караева в режиссерской версии Алексея Смирнова.

 

Красная шапочка

 

 

 

ВИДЕОИНСТАЛЛЯЦИЯ «ТАЮЩИЙ АПОКАЛИПСИС»

Электротеатр Станиславский. Фойе | 11–30 ноября


Трехканальная инсталляция, придуманная Борисом Юханановым в соавторстве с художником Еленой Коптяевой как отражение индивидуальностей трех знаковых режиссеров современности. Хайнер Гёббельс, Теодорос Терзопулос и Ромео Кастеллуччи вступают в диалог с Борисом Юханановым, одновременно нанося рисунок смоченной в воде кисточкой на небольшую каменную доску. Непредсказуемость исчезновения водяных набросков запускает ассоциативный ряд, связанный с процессом работы над спектаклями. Настолько же непредсказуемым является творчество как таковое.

Эти знаки, постепенно испаряясь, фиксируют методологию каждого из героев проекта. Задокументированный с помощью видео процесс рисования демонстрируется на трех экранах, при приближении к каждому из которых можно услышать произносимый в камеру текст.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kultmsk.ru/teatr/festivali/net2017#sigProId35b239323c

 

 

 

 

МУЗЕЙ ИНОПЛАНЕТНОГО ВТОРЖЕНИЯ

Боярские палаты СТД РФ | 13 ноября в 16.00, 19.00, 22.00

В феврале 1989 года произошло событие, о котором более сотни лет грезило человечество: инопланетный разум встретился с земным. Однако это событие произошло без помпы и ничем не походило на свои фантастические прообразы. Жители маленькой деревни в Томской области были больше озабочены талонами на продукты и выживанием, чем контактами с внеземным разумом. Событие всемирного значения безвестно растворилось во времени, пока летом 2016-го года им не заинтересовалась группа театральных художников…

Спектакль проходит в форме музейной экскурсии. Зрители, сопровождаемые актерами-экскурсоводами, знакомятся с экспонатами: рисунками ученых, интервью с очевидцами, реконструкциями скафандров и прочими следами присутствия инопланетной жизни – и одновременно совершают исторический экскурс в недавнее прошлое: в распадающийся СССР конца 1980-х.

По мотивам романа Г. Уэллса «Война миров».

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kultmsk.ru/teatr/festivali/net2017#sigProIdfb419d2006

 

 

 

 


ОПЕРА «ЕВАНГЕЛИЕ»

Хлебозавод 9 | 1 и 2 декабря в 20.00

Это попытка прочтения и переосмысления текста Святого Писания, попытка проникнуть и прочувствовать, что пробуждается в душе человеческой при прослушивании текста, дошедшего до нас через тысячелетия. Спектакль дает зрителю и актерам возможность остаться наедине, заглянуть внутрь себя, вспомнить, почувствовать, ответить на вопросы: «Что важно именно для тебя? Что есть любовь? Что есть война? О чем твои мысли? Куда ты идешь?». Каждый человек давно написал свою внутреннюю музыку, свою личную оперу. Это звучание актеры и пытаются передать зрителю. В опере переплетаются внутренние вопросы с событиями сегодняшнего дня. Окунитесь в эту необыкновенную атмосферу благодаря тексту Евангелия от Луки. Четвертый акт – это рефлексия на тему войны в Сирии.

В спектакле принимают участие оперные исполнители, певцы, музыканты, профессиональные и непрофессиональные артисты. Премьера оперы состоялась в Евангелистско-Лютеранской церкви святой Анны в Санкт-Петербурге.

 

Евангелие

 

 

 

 

 

 

OIL

Театр Труда | 13 декабря

Футуристическая драма о прошлом и будущем нефти через историю одной семьи. История нефтяного века развивается в спектакле параллельно с историей мирового театра. Каждый акт имеет отсылки к стилистике разных авторов: О’Нил, Брехт, авторы «новой драмы», Беккет. Эпический характер драматургии дает возможность органично сочетать приемы условного театра и психологическую достоверность, клоунаду и «новую искренность».

В нашем Театре Труда мы хотим говорить о труде и промышленности постоянно изменяющимся языком театра, поэтому очень важно, что материал дает возможность для поиска разных способов актерского существования и стилистических экспериментов.
Объединяются все части спектакля темой источников света. Появление керосиновой лампы приравнивается к появлению огня, становится мифологической точкой отсчета человеческого прогресса. Совершив полный круг, все снова погружается в темноту.

Спектакль Кирилла Вытоптова по пьесе Эллы Хиксон (Великобритания).

 

sml shutterstock 44487772

 

 

 

 

 


СЕРИЯ МУЛЬТИЖАНРОВЫХ ПЕРФОРМАНСОВ

Ноябрь-декабрь | Новое пространство Театра Наций

 

 


PER FORMA: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

19 ноября в 19.00 и 21.00

Новое Пространство Театра Наций и архитектурная школа МАРШ представляют в рамках фестиваля «NET» лабораторию PER FORMA. Мастерские, сформированные кураторами Анной Абалихиной и Кириллом Ассом, создали перформансы по слиянию архитектуры, танца и текста. Хореографы и студенты-архитекторы переосмыслили и нашли форму для самых значимых архитектурных трактатов — Адольфа Лооса и Ле Корбюзье. Зрители увидят, как созданное архитекторами пространство влияет на движение человека в городе, и как тексты прошлого могут формировать архитектуру будущего.


Перформанс, созданный хореографом Татьяной Чижиковой и архитектором Наринэ Тютчевой на основе трактата Ле Корбюзье «Градостроительство», рассказывает о зрительской свободе, разрушении и воссоздании, порядке и хаосе, микромодели социума/города в зрительном зале и о нашей способности коммуницировать и принимать решения.

 

 


Перформанс-инсталляция SOS (The Song of Songs)

3 декабря 19.30

SOS (The Song of Songs) Веры Мартынов и Алексея Сысоева займет несколько пространств нашего особняка и будет состоять из живой инсталляции и перформанса. Литературной основой кантаты для хора, чтецов и перкуссии стало сразу несколько текстов: ежедневные заметки Веры Мартынов, Песни Песней Соломона, письма Плиния Младшего, документальные журналистские отчеты и ежедневные дневниковые записи создателей перформанса.

Авторы: Вера Мартынов, Алексей Сысоев

 

 


Музыкальный перформанс «DOWN TO ZERO» («Вниз к нулю»)
4 декабря в 19.00


Перформанс «Down to Zero» (Вниз к нулю) Алексея Коханова был создан для пространства варочного цеха Московской Пивоваренной Компании в ноябре 2016 года. В новой версии для фестиваля NET он будет адаптирован специально для Нового пространства Театра Наций.

Звуки производства, перенесенные в подвальное помещение особняка на Страстном бульваре, становятся основой для композиции перформанса, его партитурой, системой, определяющей дальнейшее существование участников и зрителей. Уровень громкости шумового фона условно принимается как точка нуля (которой обычно является тишина). Голоса участников оказываются в области слышимости «ниже нуля» и могут быть услышаны на близкой дистанции. Пространство перформанса превращается в гигантскую авторитарную машину, влияющую на слушателя. Два действия определяют телесное и звуковое существование участников – приспособление и противостояние. Перформеры реагируют на пространство и друг друга голосом, встраиваясь, либо наоборот, выделяясь из звуковой среды, пытаясь найти звуковое равновесие и гармонию с доминирующей атмосферой. Зритель свободно перемещается в пространстве перформанса и может самостоятельно определить его продолжительность, покинув помещение в любой момент.

 

 


Тактильный перформанс «Со-прикосновение»

18 ноября 17.00, 18.00, 19.00, 20.00


Эта экспериментальная работа дает зрителю уникальную возможность полного погружения в свое подсознание через телесный и слуховой опыт. «Со-прикосновение» — это личное впечатление каждого зрителя. Это перформанс о детстве, о путешествии, о городе, о мечте, о пребывании в толпе и наедине с собой.

Проводник в мир ваших воспоминаний и свободных ассоциаций, рассказывает вам историю через движение и прикосновения. Перформеры танцуют вашим телом или создают танец, который вы можете «увидеть» ладонью.

 

 

ПЕРВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ТЕАТРА.
OFF-ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ NET

 

2-21 декабря | Санкт-Петербург

Впервые за 19-летнюю историю фестиваля OFF-программа NETа состоится в Санкт-Петербург, тем самым объединяя две столицы. Питерская программа будет посвящена феномену «горизонтального театра».

 

Границы явления, которое мы условно назвали «горизонтальным театром», очертить трудно. Отрицание «вертикальной», иерархической структуры. Интерес к жизни другого. Выход за пределы герметичного художественного произведения, вторжение в реальную жизненную ситуацию, попытки её моделировать и модерировать. Можно сказать, что этика в большей степени роднит эти работы, чем эстетика.


За последние несколько лет в Петербурге один за другим возникли театральные проекты, шагнувшие на территорию «театра социальных изменений», инклюзии, антропологии. Никто специально не поддерживал и не инициировал этот процесс: больше того, его даже в самой северной столице не спешат замечать и фиксировать как нечто специфическое. Тем не менее это очень петербургская история, которая корнями уходит в традицию неофициальной ленинградской культуры, кухонных диалогов, обэриутской бессмыслицы, компрометирующей чопорный пафос города-музея. Основной ценностью «горизонтального» искусства является не авторское высказывание, а возможность спонтанной встречи, запуск цепной реакции стихийного творчества, реализация мечты другого человека.

Борис Павлович,
автор идеи фестиваля

 

 


Фестиваль проходит при поддержке Швейцарского института по культуре Про Гельвеция и Гете-института в Москве.

Фестиваль NET благодарит за информационную поддержку: ТАСС, радиостанции «Шоколад» и Business FM, журнал Grazia, журнал Искусство кино и компанию «Успешный проект»

Партнеры фестиваля NET-2017: КАРО Фильм, Хаски, компания «Академсервис» и Союз Театральных Деятелей России.

 


Генеральный партнер фестиваля NET: Фонд Михаила Прохорова.

 

 

 

 

Оставить комментарий

Наверх