Горячие новости

Сто судеб в одной

Бесконечный апрельМаска Плюс 2018

Бесконечный апрель

Краевой театр драмы, Хабаровск

Режиссер-постановщик: Евгения Богинская

Драммутург: Ярослава Пулинович

фотограф: Ольга Полонникова

 

 

Бесконечный апрель – история одной судьбы и тысячи судеб сразу. Старый еврей, сошедший с ума после смерти жены и умирающий от онкологии вспоминает свою жизнь. Точнее она проносится в памяти яркими обрывками. История уходит в советское прошлое, отсылает к началу революции.

 


Красивая женщина с тонкими руками в длинном красном платье стоит с немного растерянным взглядом, тихим голосом с характерным семитским акцентом она начинает звать сына, чтобы сообщить новость. Жизнь никогда не станет прежней, теперь их дом принадлежит народу и жить они будут не одни, а разделят быт с пролетариями.

В голосе матери слышится одновременно и отчаянье, и смирение, этот её тон будет всю жизнь сопровождать главного героя, Венечку. Мальчик не может смириться с грубостью подселенных. Их дочь, ровесница Вени, девочка лет 9 в голубом платье с белым бантом на голове и морщинистыми колготами остра на язык, груба и резка. Возможно всё дело в том, что это ребенок, выросший без ласки и привыкший к ругани и угрозам от родителей. Галя, так зовут девочку, словно покрыта колючками, она готова к сражению в любой момент. И она уже знает, что по праву сильного может отбирать что-то у слабых.

 


Мальчик часто болеет, но больше его тревожат не физические страдания, а история о кухарке Кате. Мать, чтобы не навлечь беду на их семью и без того хлебнувшую, утверждает, что никакой Кати никогда не было и ребёнок всё выдумал. Кухарка – плод его фантазии, да и только.

До последнего часа Веня будет мучаться этим вопросом: была ли в реальности деревенская девушка с босыми ногами, которая очаровала его еще в двухлетнем возрасте? Она вошла в дом и принесла с собой много новых звуков и запахов, жила рядом с ним годами и была настолько хороша, что в возрасте шести лет, Веня посватал Катю и получил согласие «жениться» когда подрастет.

 


Спектакль идёт на большой сцене в весьма аскетичных декорациях. В правой части создана комната в зеленых цветах, над которой размещен экран. Когда актеры взаимодействую в этом пространстве, на экране оно меняется: вместо зеленых стен пола и потолка, рисуются интерьеры помещения, соответствующего эпохе. Появляются преимущественно черно белые штрихованные картины, в которых перемещаются живые актеры, словно они шагнули из одной реальности в другую.

 


Вениамин был хорошим человеком, но счастье часто обходило его стороной, жена бросала и возвращалась, дочь выросла не чуткой и бессердечной, кажется только внучка, человек нового поколения, новой волны жизни, в которой ценят прошлое, не хотят забывать о корнях и подвигах ушедших, искренни любит деда. Для неё дед – герой не нашего времени, он жил так давно, что это само по себе другой мир и другая реальность. Но девушка восхищается своим стариком, которого толком и узнать не успела, говорит о нём с гордостью и нежностью.


В войну, в блокаду, Вениамин шел по заиндевевшим улицам и увидел маленького ребенка, мальчика двух лет, который видимо потерялся, он сидел рядом с малышом, в ожидание матери, кормил его хлебом и рассказывал про вымышленную-не вымышленную кухарку Катю. Это одно из последних воспоминаний умирающего старика. В воображение появляется мама, такая же красивая, как в детстве, в длинном красном платье, с собранными черными волосами и ясным взглядом, она говорит, что Катя и правда была. Именно мама, свобождая измученного человека от терзаний прошлого, увлекает его в иной мир, где нет предательства, боли и жестокости.

 

 

 

 

Другие материалы в этой категории: « Слишком давно мертвы Выйти из-под контроля »

Оставить комментарий

Наверх