Горячие новости

Рабство в XXI веке

МагазинМагазин
Татарский драматический театр, Альметьевск

 

Номинации на Премию Золотая Маска 2018:
Драма / спектакль малой формы
работа режиссера (Эдуард Шахов)
работа драматурга (Олжас Жанайдаров)
женская роль (Диляра Ибатуллина)
женская роль (Мадина Гайнуллина)

 

фотограф Евгений Михайлов

 

Постепенно полная темнота рассеивается, пространство сцене – просторная площадка которую венчает конструкция из грубо сколоченных досок, словно дно перевернутого ящика из-под фруктов с неровными дырами смотрит на зрителей своей угрожающей простотой и безыскусностью. По обе стороны от декорации стоят привычного вида фруктовые коробки, из такого же светлого дерева. Из темноты появляются две женщины в темных одеждах, но на одной из них юбка в пол и на плечах алые погоны, вторая в штанах, а из воротника рубахи выступает алая тесьма с бахромой.

 

 

Женщины берут ящики, медленно двигаются в сторону зрителей, опускаю свой груз на пол и ступаю внутрь. Та, которая в юбке (Зияш - Мадина Гайнуллина) держится уверенно, она хозяйка ни только магазина, но и этой жизни. Вторая девушка (Карлыгаш - Диляра Ибатуллина) с красной веревкой, готовой в любой момент затянуться на шее, словно петля, озирается с опаской. Она начинает двигать свой ящик ногами, словно пытается выпрыгнуть за его приделы, постепенно расстояние между ней и хозяйкой сокращается. Движения становятся более уверенными и резкими и вот она уже бьется своим дощатым, гробом, в который сама себя вогнала о ящик непоколебимой властно стоящей женщины.

 

 

Пьеса «Магазин» драматурга Олжас Жанайдаров основана на реальных событиях и рассказывает историю казахской девушки Карлыгаш, которая вырвалась на заработки в Москву и попала в рабство к хозяйке магазина - Зияш. Актрисы рассказывают о происходящем не только на мелодичном татарском языке, но и пластически. Властные движения сменяются робкими, бессильными. Нареченная Катей Карлыгаш (все попавшие в магазин казашки получали Русские имена) похожа на затравленного зверька.

 

 

Глаза актрисы блестят от сдерживаемых слез, так и не давая им пролиться. Две женщины показывают страшную историю взаимоотношений, основанную на реальных событиях откровенно, но сдержанно. Самые дикие сцены, как например отнятие детей от матёрей и отправка их «в Алма-Аты» решены простыми средствами. Хозяйка магазина просто рассыпает гвозди из ящика, формирует из них тройки, скрепляет тонкой резинкой и кидает обратно, тогда как Катя отыскивает именно свой гвоздик, трепетно глядя, почти ласкает его руками, прижимает к себе и с ужасом расстаётся, когда Зияш врывает его из рук, чтобы отправить к остальным.

 

 

Казалось бы, пьеса лишена жутких пространственных описаний, все события показываются и проговариваются в спектакле как бы вскользь, без лишнего натурализма, но от этого только страшнее. Воображение зрителей само дорисовывается происходящее, у кого-то краски становятся слишком густыми и яркими, люди не выдерживают и тихо выходят из зала.

 

 

Работа актрис казанского театра просто фантастическая, им удаётся держать дистанцию и накал ежесекундно, до финального затухания света между ними настоящая борьба не на жизнь, а на смерть. Они чувствуют друг друга, понимают с полу жеста, работают в едином слаженном ритме, что делает спектакль крайне динамичным и еще более жестким.

 

 

 

 

Другие материалы в этой категории: « Свобода у каждого своя

Оставить комментарий

Наверх