Горячие новости

Танцы в окнах мегаполиса

домашние танцыЧто касается идеи об эмансипации зрителя, то мало в каких театральных опытах эта многослойная концепция была выражена так просто и отчётливо, как она воплощена в "Домашних танцах" швейцарского хореографа Николь Сайлер. 


Наверное, потому, что мало спектаклей, которые готовы настолько беззаботно и вместе с тем уважительно одарить зрителя такой степенью свободы - речь о свободе передвижения, прежде всего (но не только).


В описании спектакля упомянуто о "заданном маршруте" - на деле никакого маршрута нет, есть четыре точки на карте, обозначающие здания, в окнах которых танцуют перформеры, но и эти точки  "обязательными" трудно назвать.

Безусловная данность только в том, что у тебя есть карта, бинокль и плеер с заранее выбранными режиссером треками; и есть полтора часа, чтобы понаблюдать город, в котором ты живёшь, чуть более внимательно и вовлечённо, чем обычно; и из этой данности можно уже раскручивать свой опыт так, как тебе угодно - посвящать каждому танцору по полчаса/рассматривать каждого не больше трёх минут, а остальное время гулять по центру Москвы с наушниками/дойти не до четырех точек, а до одной или двух, или ни до одной вовсе, etc.

Можно ради эксперимента и от наушников-то отказаться - танцы в рамке витрин Петровского пассажа в тишине приобретают особенный сюрреалистичный оттенок.


Спасибо Сайлер за простую мысль - подлинная свобода и безграничность восприятия наступает в тот момент, когда никто не удерживает тебя на месте, не торопит, не водит за плечи от точки А к точке Б, не лимитирует время, равно не требует/не ожидает ни твоей скуки, ни твоего страстного увлечения - это вскрывает способность снова стать любопытным и активным, потому что в таком типе театра ничего не делается за тебя, ты сам создаёшь историю (если тебе нужен нарратив). 


Пространство этого спектакля открыто городу, а не залу, и уникальность зрителя с билетом - лишь в том, что он обладает знанием о конкретном месте и цели представления, но при желании стать наблюдателем может любой прохожий, и это слияние с гудящей торопливой массой москвичей, в котором ты горожанин более, чем зритель, более, чем некий "один из немногих, для которых делается шоу", один из тех, кто должен реагировать как-то зрительски "правильно", конвенционально - так вот, это слияние со средой позволяет быть расслабленным телесно в том числе, вовлекаться в действие легко, не ощущая резкой плотной границы между своим пассивным зрительством и активным участием. 


Отзеркаливать локинг перформерки своим локингом на улице, громко гудеть вслух ведущую ноту из мелодии, под которую двигается танцовщик буто, стихийно импровизировать под рок-н-ролл параллельно с парой танцоров, глядя на них через стеклянную стену - Николь Сайлер как будто знает, как ты танцуешь дома, когда никто не видит (по-разному, то есть - здесь есть и фламенко, и контемп, и колоритные народные танцы), и поэтому остроумно выводит своих перформеров в зону видимости, делая их уязвимыми, открытыми и смелыми (и _реальными_, живыми - периодически мы видим, например, как они устали от беспрерывной полуторачасовой нагрузки), а заодно с ними - и нас тоже; не выталкивая на авансцену, а мягко предлагая присоединиться; не приравнивая нас к танцорам, а рассматривая как отдельное (у нас и у них играет разная музыка для танца); отказаться от подобного предложения сложно. 


Не кичась Идеей с большой буквы, Николь Сайлер и ее танцоры (часть из которых, кстати, любители) предлагают нам обратиться вниманием к искусству простых, маленьких, тихих форм, воспринять пространство как естественное поле театра, в котором во время прогулки можно внезапно заметить витрину с танцующими людьми, подсвеченную красными светодиодами, и остановиться перед ней на несколько минут, как будто она - органичная часть жизни, необыкновенная и неловкая одновременно, абсурдная и вместе с тем вшитая в каркас города как влитая.
Это столь же иронично, сколь и искренне.


В мире, подуставшем от крупных заявлений, величественных форм и педалированного мастерства, для сильного режиссерского высказывания этого, кажется, достаточно.

материал подготовила Дарья Проскурякова

 

 

 

 

Другие материалы в этой категории: « Алиса в стране чудес Игра на раздевание »

Оставить комментарий

Наверх