Горячие новости

Золотая маска. День пятый

Братья КарамазовыНа сцене центра имени Мейерхольда Санкт-Петербургский "Театр-студия Небольшой драматический театр" во главе со Львом Эренбургом, представил постановку по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы". "Неси свой крест и веруй", именно под таким лозунгом прошел показ третьего спектакля в рамках программы Маска Плюс. 

 

У Льва Эренбурга получилась эмоционально накаленная постановка Братьев Карамазовых. Посреди сцены возведен эшафот и каждый персонаж, будь то праведник Алёшенька или обиженная Богом и на Бога Лизе, постоянно стремится занять «расстрельное» место. Нести свой крест отчаянно, надрывно, до последний капли крови, сгореть в огне страдания, но не отступить. И не важно совсем нужна твоя жертва другим или нет. Герои романа восходят на помост не ради кого-то, а только ради себя, чтобы тешить своё самолюбие.

 

У Достоевского в Братьях Карамазовых такой жертвенностью пожалуй обладает только Катерина Ивановна, здесь же режиссер находит скрытое желание наслаждаться истязанием себя во имя других у каждого героя. Эренбург достаточно вольно обращается с тактом Федора Михайловича, оставляя нетронуым лишь скелет произведения. Он работает не только с Карамазовыми, слышатся отголоски и других произведений Достоевского.

 

Шуба Федора Павловича (Константин Шелестун) очень напоминает внешне шубу Рогожина, да и ведёт он себя вполне по-Рогоженски время от времени ерошит волосы,  размашисто жестикулирует, кажется вот-вот выкрикнет «Королева».

 

Смердяков (Дмитрий Честнов) занятый ловлей курицы во время разговора с Иваном, вдруг резко достает топор, тем самым представая в образе Раскольникова. Замахиваясь над жертвой Павел будто спрашивает «…или право имею?» и убивает птицу. Кудахтанье прекращается, и может быть этим символичным исполнением обязанностей повара, Смердяков намекает, что убьёт и «цыплёночка». Именно так называет старшего сына Федор Карамазов и именно Митенька понесёт наказание за вину бульонщика-лакея, а по совместительству и своего сводного брата Павла Федоровича.

 

View the embedded image gallery online at:
http://kultmsk.ru/other/olga/gmbk#sigProIdbcc8a41681

 

И Грушенька, и Катерина и Лизе порывисты и резки, нервы их расшатаны, самообладания совсем уже не осталось. Девушки падают в обморок, плачут смеются, переживают всю гамму чувств молниеносно сменяя одно состояние на другое и уверенно тянутся к эшафоту. Лизе для это прикладывает больше всех усилий, она выпадает из инвалидной коляски, ползёт, опираясь на руки, демонстрируя потрясающее упорство, сдирает с себя одежду. Всё ради того, чтобы обхватить толстый столб, обнять его, вытянуться на трясущихся, подгибающихся ногах, но «принять свой крест». 

 

Спектакль завершается смертью четырех братьев и их воссоединением с отцом, дети снова стали маленькими, что символизируют подгузники, в которые облачаются актеры. Они мягко двигаются вокруг позорного столба, обнимают его, карабкаются на верх, свет постепенно гаснет, в то время как Алёша, добравшийся до верхней точки включает мерцающий огонек зажигалки. На эшафоте остается гореть огромная свеча, кто знает, может зажег её человеколюбец и праведник во имя спасение душ близких своих. 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Наверх

K2 calendar

« Июнь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30