Горячие новости

Лаборатории «Опыты под конец сезона» в МХТ

Московский Художественный театр имени А.П. Чехова представляет лабораторию «Опыты под конец сезона»

 

Московский Художественный театр представляет вниманию заинтересованной публики минифестиваль - лабораторию «Опыты под конец сезона». Он будет состоять из двух частей.

 


Традиционно мы представляем творческие заявки: 4 эскиза новых постановок, сделанных молодой режиссурой за короткий срок. На этот раз два эскиза сделаны артистами Художественного театра – Ольгой Ворониной («В.Ж.») и Артемом Соколовым («Мышеловка»), дебютирующих в режиссуре. Два других эскиза – от постановщиков, впервые ставящих в МХТ. Это работа Данилы Чащина, магистранта Центра им. Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ, по новейшей пьесе Юлии Поспеловой «Лёха», получившей Гран-при конкурса новой пьесы «Ремарка», и работа Искандера Сакаева по нашумевшему роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза».

 


Вторая часть лаборатории будет не менее интересной. Это лекционный формат, который полюбился аудитории по нашим предыдущим лабораториям. Четыре лекции-встречи будут посвящены современным писателям. Перед зрителями МХТ выступят заметные прозаики XXI века: Майя Кучерская, Алексей Варламов, Гузель Яхина, Андрей Аствацатуров.


Цель лабораторий МХТ - познакомить театральную аудиторию с процессами, происходящими в смежных областях культуры, дать более широкий горизонт пытливому театральному зрителю. Театр – во многом очень закрытое сообщество, и если современная пьеса каким-то образом все же смогла отвоевать свой сегмент в репертуаре театров России, то связь между новым театром и современной литературой не такая очевидная.

 

Расписание лаборатории:

 

21 июня (в 20.00, Мастерские МХТ) Лекция МАЙИ КУЧЕРСКОЙ «ИСТОРИЯ И ВРЕМЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

В лекции будут обсуждаться основные стратегии описания прошлого, выработанные в русской изящной словесности последних лет. На материале прозы Людмилы Улицкой, Светланы Алексиевич, Владимира Сорокина, Захара Прилепина, Евгения Водолазкина и Михаила Шишкина будут рассмотрены различные подходы к истории ХХ века и более далеким эпохам. Будет показано, что очевидные внешние различия этих подходов в отдельных случаях не отменяют их глубинного родства.

Майя Кучерская — писатель, профессор Школы филологии Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики", автор книг "Современный патерик", "Бог дождя", "Тетя Мотя", сборника рассказов "Плач по уехавшей учительнице рисования", просветительской работы о психологии счастья "Сглотнула рыба их..." (в соавторстве с Татьяной Ойзерской), а также множества научных статей по русской литературе XIX века и творчеству Николая Лескова.

 

24 (в 19.00) и 25 июня (в 14.00, Новая сцена МХТ) "В.Ж." М. ГОРЬКОГО, реж. ОЛЬГА ВОРОНИНА. В ролях: Евгения Добровольская, Владимир Тимофеев, Константин Гацалов, Лариса Кокоева, Николай Ефремов, Игорь Хрипунов, Ксения Теплова, Яна Осипова, Фёдор Лавров, Мария Пестунова.

В основе спектакля пьеса, написанная Максимом Горьким более ста лет назад, – первый вариант «Вассы Железновой» («Мать. Сцены»). Разрешены ли вопросы, поставленные автором так давно, или они ещё более обострились? Что необходимо для того, чтобы в семье царили любовь, взаимопонимание, порядок? Что правильнее: оберегать близких, решая их судьбу, или дать им возможность идти своим, возможно, неверным путём? Как случается, что родительская любовь пожирается эгоизмом? Как любить ближнего в его красоте и уродстве равно великодушно? Как принять своё уродство и приумножить красоту? Почему женщины и мужчины теряют свою природную суть? Что безвозвратно утрачивают люди, отрываясь от земли? На примере истории распада одной семьи мы видим разрушения более глобальные. Эта постановка — наш разговор-размышление, в котором примут участие актёры, их персонажи и публика.

«В эти часы бог для меня — небо ясное, синие дали, вышитый золотом осенний лес или зимний — храм серебряный; реки, поля и холмы, звёзды и цветы — всё красивое божественно есть, всё божественное родственно душе. А вспомнишь о людях, встрепенётся сердце, как птица, во сне испуганная, и недоумённо смотришь в жизнь — не сливается воедино красота божия с тёмной, нищей жизнью человеческой. Светлый бог где-то далеко в силе и гордости своей, люди — тоже отдельно в нудной и прискорбной жизни. Почто преданы дети божии в жертву суете, и голодны, и унижены, и придавлены к земле… Где есть люди, кои бога видят и чувствуют красоту его? Ослеплена душа в человеке чёрной нуждой дневной. Сытость числится радостью и богатство — счастием, ищут люди свободы греха, а свободы от греха не имеют. И где в них сила отчей любви, где божья красота? Жив бог? Где же - божеское?» (Максим Горький, «Исповедь»)

«Разве не в любви к людям есть истинное счастье?»

В спектакле также использованы произведения М. Горького: «Исповедь», «Жизнь Клима Самгина», «Мои университеты», «Фома Гордеев», «Жизнь ненужного человека».

Ольга Воронина – актриса МХТ. Окончила актерский факультет ГИТИСа (мастерская П. Хомского и В. Теплякова) в 2006 году. Работала в Русском духовном театре «Глас», играла в лабораторных работах В. Берзина, а также в спектаклях «Школы драматического искусства» и в Центре драматургии и режиссуры. В БДТ имени Г. Товстоногова играет главную роль в спектакле «Эрендира» по повести Г. Маркеса (реж. Ф. Лавров). Играет в спектаклях: «Осада», «Мастер и Маргарита», «С любимыми не расставайтесь», «Белоснежка и семь гномов», «Преступление и наказание», «Зойкина квартира», «Сказка о том, что мы можем, а чего нет», «Контрабас», «Деревня дураков» и «Телефон доверия».

 

29 июня (в 20.00, Мастерские МХТ) Лекция АНДРЕЯ АСТВАЦАТУРОВА "УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР И АМЕРИКА".

Блестящий знаток американской и английской литературы Андрей Аствацатуров обещает говорить на примере, прежде всего, романов «Шум и ярость» и «Сарторис» о «театральном инстинкте» Уильяма Фолкнера.

Андрей Аствацатуров — филолог, писатель, кандидат филологических наук. Доцент кафедры Истории зарубежных литератур СПбГУ, член Союза писателей Санкт-Петербурга. В 1986 году поступил на отделение английской филологии Ленинградского университета им. Жданова. Читал лекции по истории и теории литературы в СПбГУ, Академии культуры, Институте иностранных языков, Смольном институте свободных искусств и наук, Российском христианском гуманитарном институте, в Бард-колледже в США. Автор массы научных статей, посвященных проблемам английской и американской литературы XIX-XX вв. Автор многочисленных предисловий, комментариев к изданиям англоязычной классики на русском языке. Лауреат премий «Топ-50», «За преподавательское мастерство», «Новая словесность», "За педагогическое мастерство". Дебютный роман Аствацатурова «Люди в голом» (2009) вошёл в шорт-листы премии «Новая словесность», премии «Национальный бестселлер» и лонг-лист премии «Русский Букер». За роман «Люди в голом» автор был удостоен премии «ТОП-50» (2010). Роман стал «книгой месяца» журнала «GQ» и вошел в список 50 лучших книг 2009 года по версии «НГ Ex Libris». Книга «Скунскамера» вошла в шорт-лист премии им. Довлатова, в шорт-лист премии «Новая словесность», шорт-лист премии «Топ-50», лонг-лист премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга». Научные труды: «Т. С. Элиот и его поэма „Бесплодная земля“», «Феноменология текста: игра и репрессия», «Генри Миллер и его „парижская трилогия“», «И не только Сэлинджер. Десять опытов прочтения английской и американской литературы».

 

1 и 2 июля (в 20.00, Мастерские МХТ) «ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА» ГУЗЕЛЬ ЯХИНОЙ, реж. ИСКАНДЕР САКАЕВ.

Искандер Сакаев: «Роман написан как будто про меня. И ставить эту историю необходимо про всех нас, ищущих себя и свое место в яростном мире. Роман прост и очень сложен, он погружен в быт и при этом тонко символичен, как жизнь. Чтобы что-то получить, надо что-то потерять – Гузель Яхина пишет об этом. У нас будет история после истории. Зулейха возвращается после ссылки обратно домой и приходит на могилы к дочерям. Ритуал превращается в воспоминание о том что с нею было».

Искандер Сакаев родился в 1974 году в Оренбурге. В 1995 году окончил режиссерский факультет Уфимского института искусств. Параллельно обучался во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии (мастерская Булата Мансурова). В 1997 году стал главным режиссером русской труппы Молодежного театра (Уфа), где в 1999 году создал малую сцену и открыл ее спектаклем «Граф Нулин». Всего в Молодежном театре выпустил 12 спектаклей. В 2003 году поступил в режиссерскую магистратуру Школы-студии МХАТ и Центра имени Мейерхольда (руководитель - Валерий Фокин). По окончании магистратуры приглашен работать режиссером в Александринский театр, был ассистентом Валерия Фокина, Теодороса Терзопулоса, Кристиана Люпы. Выпустил более 40 спектаклей в театрах России и СНГ. Постановка «Ромео и Джульетта» в Альметьевском театре драмы стала обладателем гран-при Фестиваля малых городов России. Поставил в Москве три спектакля, среди которых «Театральная история» по роману Артура Соломонова и «Честный аферист» в Театре наций. Как преподаватель регулярно проводит тренинги по биомеханике Мейерхольда.

 

4 июля (в 20.00, Мастерские МХТ) Встреча ГУЗЕЛЬ ЯХИНОЙ с читателями книги «Зулейха открывает глаза».

Гузель Яхина за дебютный роман «Зулейха открывает глаза» (2015) о раскулачивании в татарской деревне в 1930-х годах получила премии «Книга года», «Большая книга» и «Ясная Поляна». Писательница родилась в Казани, окончила Казанский государственный педагогический институт, факультет иностранных языков; с 1999 года живёт в Москве, работала в сфере PR, рекламы, маркетинга. Окончила сценарный факультет Московской школы кино (2015). Публиковалась в журналах «Нева», «Октябрь». В журнале «Сибирские огни» вышли главы её дебютного романа «Зулейха открывает глаза». После неудачных попыток самостоятельно найти издателя для «Зулейхи» автор обратилась в литературное агентство. С его помощью книга увидела свет и оказалась успешной. Первый роман Гузели Яхиной переводят на 16 языков мира.

 

5 июля (в 20.00, Мастерские МХТ) Лекция АЛЕКСЕЯ ВАРЛАМОВА «АВТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ. МИХАИЛ БУЛГАКОВ И АЛЕКСЕЙ Н. ТОЛСТОЙ)

Алексей Н. Толстой и Михаил Булгаков писатели-антиподы. Так мы привыкли их воспринимать. Один - гордый, гонимый властью художник, другой - ловкий приспособленец, слуга режима. Но так ли это на самом деле и не склонны ли мы упрощать более сложную картину жизни? Какие личные отношения связывали двух этих писателей? Была ли, в самом деле, между ними дружба? Была ли вражда и почему? Как влияли они друг на друга творчески? Как удивительным образом породнились? Кем остались в истории?

Алексей Варламов — российский писатель, публицист, филолог. Исследователь истории русской литературы XX века. Главный редактор журнала «Литературная учёба». Ректор Литературного института имени А.М. Горького. Окончил филологический факультет Московского государственного университета. Доктор филологических наук, профессор МГУ, преподаёт русскую литературу начала XX века. Лауреат множества премий, включая «Антибукер», премию Александра Солженицына, «Большая книга» и др. В серии ЖЗЛ Варламов выпустил книги о Михаиле Пришвине, Александре Грине, Алексее Толстом, Григории Распутине, Михаиле Булгакове, Андрее Платонове, Василии Шукшине. Автор книг: «Дом в Остожье», «Лох», «Рождение», «Одиннадцатое сентября», «Мысленный волк», «Затонувший ковчег», «Купол», «Стороны света» и др.

 

6 и 7 июля (в 19.00, Новая сцена МХТ) "ЛЁХА" ЮЛИИ ПОСПЕЛОВОЙ, реж. ДАНИЛ ЧАЩИН. Художник Дмитрий Горбас. В ролях: Надежда Борисова, Олег Гаас, Виктор Кулюхин.

Пьеса «Лёха» получила Гран-при на драматургическом конкурсе «Ремарка».

Данил Чащин: «Это даже не пьеса, а поэма. Об умирающем теле с неумирающей душою, о молодости в старости и о том, как отцы и дети фатально не дают друг другу жить. Нет повести печальнее на свете, когда любви кто-то мешает. Но написано все это легким, современным, ироничным слогом... А внутри этой речи столько невысказанного. Рассказчица с юмором и болью описывает поздние, внезапно вспыхнувшие, чувства своего деда к соседке по балкону Любовь Ивановне. "Мой дед говорил: «Лёха, она любовь всей моей жизни». Любовь Ивановна называла его козлом и мудаком, Любовь Ивановна выбрасывала его гвоздики в закрытое окно". Это спектакль-попытка расшифровать чужую судьбу, чужой "вздох", то, что было не произнесено. Почему мне так часто незнакомые старички и старушки на улице и в метро рассказывают про свою жизнь? Дело не только в одиночестве. Мне кажется, они начинают четко осознавать, что конечны. И когда они мне передают о себе информацию - я становлюсь носителем их историй. Как флешка. А потом я их жизнь кому-то также перескажу. И так они становятся бесконечными. Тогда и умирать не страшно, тогда и жить не страшно».

Данил Чащин окончил с отличием Тюменскую академию культуры, искусств и социальных технологий (кафедра режиссуры, мастерская Марины Жабровец). С 2013 по 2014 годы являлся руководителем театрального направления на молодежной платформе «Самый центр». Один из сорежиссеров фестиваля искусств «Midsummer Night’s Dream» в 2015 году. Сегодня — магистрант режиссерской мастерской Центра имени Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова. В Прокопьевском драматическом театре поставил спектакль «Хорошие новости» по пьесе Юлии Тупикиной. В ЦИМе поставил спектакли "В чаще" и "Альма и Брут".

 

Числа будут объявлены особо!
«МЫШЕЛОВКА» АГАТЫ КРИСТИ, реж. АРТЕМ СОКОЛОВ. Руководитель постановки Юрий Кравец. Художник Евгений Терехов. В ролях: Вероника Тимофеева, Алексей Кирсанов, Павел Ващилин, Алексей Красненков, Нина Гусева, Георгий Ковалев, Ростислав Лаврентьев, Мария Сокова.

Артем Соколов как режиссер учится в ГИТИСе (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова), но работал полноценно на курсе и как актер. В 2015 году принят в стажёрскую группу Московского Художественного театра. Играет в спектаклях «Дорогое сокровище», «Мушкетёры. Сага. Часть первая», «Бунтари».

 

Артем Соколов: «Спектакль сочиняли вместе с актёрами, я предлагал им играть этюды и импровизировать; мне близок метод совместной работы, тут артист является соавтором и ценит своё сочинение. Не люблю ничего закреплённого и постоянного на сцене. 
Надеюсь, зритель хорошо проведёт время, у Кристи эта пьеса как боевик-детектив. Я люблю в искусстве жанр: хоррор, фантастика, триллер. Хочется поработать в театре с такими напряженными развлекательными формами: детектив – это всегда возможность рассказать историю про то, какие сюрпризы может преподнести судьба. Кристи ведь запретила раскрывать финал «Мышеловки» где бы то ни было, поэтому интересна интрига, до последнего мига непонятно, кто преступник.
Мы переносим действие в 1960-е годы, и поэтому в спектакле соответствующая музыка, а персонажи будут появляться словно из рекламы или рождественского кино. Пытаемся совместить «пинап» и «нуар», если такое вообще возможно».

 

Билеты на эскизы и лекции продаваться не будут. Стать зрителем показов и слушателем лекций можно, прислав запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В письме необходимо указать свою фамилию и даты. Количество мест ограничено.

Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невосстребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
ВНИМАНИЕ! Представленные работы не являются полноценными спектаклями, это эскизы будущих постановок. В рамках лаборатории мы пытаемся увидеть зрительскую реакцию, услышать отзывы, чтобы понять, нужен ли такой спектакль в репертуаре. Поэтому, прежде всего, мы приглашаем пытливых, опытных, профессиональных зрителей, к чьему суждению будем готовы прислушаться.

 

 

Лаборатория МХТ

 

Оставить комментарий

Наверх