Горячие новости

«География света. Живопись и графика Юрия Ларина»

В Новом Манеже открыта выставка работ Юрия Ларина, приуроченная к 80-летию художника. Экспозиция включает произведения, которые ранее никогда не выставлялись, и позволяет проследить эволюцию творчества мастера в различных жанрах и техниках.

 

Также можно посмотреть документальный фильм о художнике и, что очень ценно, приведены выдержки из его собственных записей. Работы Ларина, безусловно, самостоятельны, но именно в сочетании с этими цитатами раскрывается аналитическая сторона его творчества.

 

Название выставки, на первый взгляд, звучит немного абстрактно, но в данном случае более точного заголовка просто не придумаешь. Каждая серия пейзажей связана с конкретным местом, и в зависимости от географии меняется настроение картин и даже техника работы. Сам художник подчеркивает эти изменения: «Например, Горячий ключ – это пастозная живопись, где собраны слитки разных красок и тонов. Италия очень тонко написана, без всякой пастозности».

 

На выставке представлена масляная живопись, акварели и, в меньшей степени, графика. Интересно, что в работах маслом художник использует некоторые акварельные и техники: например, оставляет часть холста незакрашенной. Эти пропуски он сравнивает с паузами в музыкальном произведении.

5P1A7810 1

 

Экспозиция наполнена невероятным светом и цветом, во всех работах, независимо от жанра и техники, прослеживается общая легкость и даже прозрачность. Юрий Ларин убирает все лишнее и оставляет в своих произведениях только суть, необходимый минимум элементов. Сам художник говорит: «Я выбрасываю все, что мне мешает дышать». Это особенно заметно в поздних работах, например, морской пейзаж «Барки» передан буквально несколькими штрихами.

 

Стиль работы Юрия Ларина отчасти созвучен с приемами пост-импрессионистов и экспрессионистов: крупные смелые мазки, схематичность изображений, сюжет картины часто передан несколькими яркими пятнами. Тем не менее, его творчество сложно поддается классификации, Ларина обычно не причисляют ни к одному из направлений в живописи. Сам художник называет свой стиль «концепцией предельного состояния» - картины находятся на стыке натуры и абстракции, это некий переходный момент между копированием окружающей реальности и превосходством формы над содержанием.

5P1A7807 1

Единственный художник, с именем которого можно без сомнений связать работы Ларина – это Поль Сезанн. Юрий Ларин постоянно обращается к идеям Сезанна и анализирует их в своих произведениях. Однако, как отмечает Елена Мурина, его все же нельзя назвать «сезаннистом». 

 

Живопись Юрия Ларина очень далека от фотографичности - практически все пейзажи неузнаваемы и безлюдны, а портреты безлики. Здесь нет никакой конкретики, никаких мелких деталей - листья деревьев угадываются в крупных мазках, силуэты переданы несколькими гибкими линиями.

5P1A7816 1

Тем не менее, характер каждого места очень точно схвачен, и это сразу включает в голове определенный ассоциативный ряд. Как будто тебе задают общее направление, показывают минимальные вводные данные, а дальше уже додумываешь сам. К примеру, все мы знаем, что если долго ходить по выставке импрессионистов, рано или поздно начинаешь представлять себя в кафе у Монмартра с круассаном и чашкой кофе в руке. Здесь похожий  принцип. Скажем, пейзаж «Дорога к пляжу» мгновенно переносит мысли куда-то на юг и кажется, что вокруг спокойно и жарко, и пахнет морем.

 

Цикл работ, нарисованных в Подмосковье, невольно вызывает ностальгическую улыбку у каждого, кто хоть раз проводил жаркое московское лето на даче. Природа выглядит спокойной и легкой, но улавливаются и грустные оттенки. Именно в серии подмосковных пейзажей, которые лишены ярких южных красок, сильнее всего прослеживается рефлексия художника и поиск гармонии между абстрактным и реальным.

 

Выставка работ Юрия Ларина проходит в Новом Манеже до 24 апреля.

Другие материалы в этой категории: « Не последние почести классическому искусству

Оставить комментарий

Наверх